СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Ни для кого не секрет, что современных детей трудно чем-либо удивить, а заинтересовать и подавно. Современные дети очень хорошо владеют ИКТ. Поэтому им проще и интереснее работать на уроках, используя смартфон, планшет или ноутбук. А это значит, что учитель современной формации, должен сам активно использовать возможности компьютера и Интернета, чтобы изменить технологию образовательного процесса.

Я хочу рассказать о технологии создания и применении Рабочих листов учащихся в предметной деятельности учителя.

С помощью Рабочего листа на уроке можно решить сразу несколько педагогических задач:

  1. Обучения.
  2. Комфортной психологической среды.
  3. Организации учебного процесса на разных этапах.
  4. Критериального оценивания и рефлексии.
  5. Организации самостоятельного изучения той или иной темы.
  6. Развития творческих навыков, внимания, самостоятельности, креативности и многого другого.

Структура «Рабочего листа» выглядит следующим образом:

  • Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);
  • Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);
  • Целеполагание (используем опорные слова для детей младшего школьного возраста);
  • Задания (очень простое — простое — сложное — твое собственное задание).

Создавая Рабочий лист с картинкой, можно использовать следующие задания:

  • найди соответствие;
  • раскрась;
  • подпиши;
  • соедини и т.д.

В Рабочий лист можно добавить информационный блок, где обучающиеся найдут для себя новую информацию, благодаря которой каждый найдет для себя новое, что в результате повысит интерес к предмету, и, как следствие, мотивирует на успешное обучение.

Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения.

Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то есть возможность оценить, как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование функциональной грамотности и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным. Использование Рабочих листов на уроках и анализ их позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.

Что касается минусов Рабочих листов, то процесс разработки и подготовки как урока, так и Рабочего листа очень трудоёмкий. Еще существенным недостатком является распечатка Рабочих листов, если нет возможности заполнять их в смартфоне или на ноутбуке. Тратится много бумаги и краски, так же Рабочий лист, распечатанный в черно-белом формате, выглядит менее привлекательно.

Таким образом можно прийти к выводу, что Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя.

Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным вещателем знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями.

Заполненные Рабочие листы можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах.

Считаем, что «Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.

Вывод: Рабочий лист — замечательный инструмент для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, имеющий высокую дидактическую ценность и способность успешно выполнять возложенные на него функции. 

Сервисы для создания рабочих листов. Commoncoresheets.com, LIVEWORKSHEETS.COM,TEACHERMADE.COM, COREAPP.AI, WIZER.ME, Worksheets.ru, Canva.com и т.д.

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Амбарцумян С.А.

Алматинская область, г. Талгар, ГКУ ОСШ №5 им. М. Ауэзова

Учитель русского языка и литературы

Егер сайттағы мәтіннен қате тапсаңыз, мәтіннің бір бөлігін таңдап, Ctrl+Enter пернесін басыңыз

Daraboz Education

https://daraboz.kz

Daraboz Education - "Дарабоз" ғылыми-әдістемелік журналы Тел: +7 (771) 691-92-93 Email: edu@daraboz.kz (байқау); journal@daraboz.kz (журнал)

Ұқсас публикация

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: